Для чего мы постимся?
Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7).
Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в нуждах ближнего, сострадание ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним.
Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде (Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку. Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в избытке.
Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся. Это святоотеческое наставление чрезвычайно актуально для нас, сегодняшних христиан. Если отнестись к нему серьезно, то «постной» пищей для жителя современного города окажется не икра и не кальмары с устрицами, а то, что в наших супермаркетах дешевле всего – тощие, синюшные, жесткие как резина инкубаторские куры. Златоуст в IV веке никакой новизны, впрочем, не высказал, это ведь и есть библейское отношение к посту. Суть поста – в борьбе с эгоизмом, в сострадании к ближним, особенно к тем, кто нуждается, кто социально беззащитен. Итак, пост не бывает без милости, пост и милостыня – два крыла молитвы. Без сострадания к нуждающимся, без солидарности с ними пост бессмыслен и даже духовно вреден. Как сделать постной «непостную» пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем, кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое понимание поста.
Для чего христианин томит себя постом? Не для того ли, чтоб через этот физический голод взалкать духовного хлеба – «слова, исходящего из уст Божьих» (Втор 8:3; Мф 4:4)? Таким образом, сам по себе пост – лишь средство, а не цель духовной жизни. При обжорстве и самодовольстве духовная жизнь не может не понести урона.
Пост, как ни странно, делает нас свободными. Задача поста – освободить человека от эгоизма и от всякого рода зависимостей, от порабощения материальному. Без самоограчения подлинная свобода невозможна, в этом ее парадокс. Свобода – не в том, какой выбрать себе на вечер сорт пива, а в том, чтобы вообще взять и отказать себе в пиве. Подлинный выбор – не между пепси- и кока-колой, а в том, чтобы пить или не пить подобную отраву. Вот почему полезно на время поста лишать себя того, к чему чувствуешь излишнюю привязанность. У каждого эти привязанности свои.
Кто-то чрезмерно любит кофе, кто-то дня не может прожить или пирожных, кто-то стал «жертвой телевидения», кто-то боится выйти на улицу без сотового телефона, кто-то увяз в паутине Интернета… Освободиться от излишней привязанности к подобного рода вещам и явлениям помогает пост. Человек свободен только тогда, когда он кроток и смирен, когда способен владеть собой – ограничивать себя, обуздывать.
Время искушений?
Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям, бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под вечер.
Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее, наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и шагать дальше. Раздражительность голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой!
Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности». Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений. В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения, обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его.
Когда следует ослабить пост?
Пост, о котором мы читаем в Библии – не растительная диета, а полное воздержание вообще ото всего, от любой пищи и от любого питья. Таким, «библейским» постом постимся мы не часто, всего лишь несколько дней в году – в первый день Великого поста, в Великую Пятницу, в Рождественский и Крещенский сочельники, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Естественно, далеко не всем по силам такое радикальное воздержание. Да и продолжительное, неделю за неделей употребление одной лишь картошки в мундирах и квашеной капусты может нанести серьезный урон здоровью. Поэтому, каждый должен рассчитывать свои силы. Все люди разные. Для кого-то весь пост питаться сухарями и просфорами легко и радостно, а для иного лишение себя хоть на день сала или шоколада уже переживается им как великий подвиг. Малым детям и дряхлым старцам вообще никакой пост не положен. Равно и больным, узникам, беременным и питающим сосцами. Актуализируя всем известное евангельское выражение, можно сказать: Типикон для человека, а не человек для Типикона.
Пост в Португалии
Португалия – страна южная, поститься здесь легко. Изобилие дешевых фруктов и овощей, почти дармовых оливок делают пост здесь весьма приятным упражнением. Никакого утеснения плоти не происходит. Это ведь не Сибирь и не Костромщина с Вологодчиной, где для людей несостоятельных отсутствует выбор, что есть, а чего не есть. Если такой выбор и бывает, то разве что в том, чем запивать мерзлую прошлогоднюю картошку – клюквенным морсом или огуречным рассолом. Цены на привозные овощи и фрукты по карману в тех краях только очень зажиточным людям. Типикон написан в Средиземноморье. Потому для северных краев, для Заполярья с Приполярьем, он, в своей кулинарной части, совсем не годится: когда из всех плодов земных растут лишь ягель да морошка, а из местных напитков в наличии разве что талый снег, можно, если не делать никаких послаблений, к концу поста и ноги протянуть, не дожив до Лазаревой субботы. Почему бы не позволить северянам, у которых круглый год на столе не бывает почти ничего, кроме рыбы, продолжать питаться ею и постом, ограничивая себя, впрочем, в ее количестве и качестве. Желаю всем поста, приятного Богу и – дожить до Пасхи Христовой!
Читайте также:
Великий пост в 2011 году: 7 марта — 23 апреля
Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд